Оригинальная Dota вышла еще в 2003 году в качестве пользовательской карты для Warcraft III и за более чем два десятилетия существенно эволюционировала, выпустилась в виде отдельного проекта и обросла многомиллионной фанатской базой. Очень быстро опытные игроки изобрели свой уникальный сленг Доты, позволяющий им эффективно коммуницировать друг с другом. И если вы тоже хотите стать частью этого сообщества, придется пополнить словарный запас.

Терминология начальной стадии игры
Первые непонятные словечки начинают сыпаться на игрока еще в самом начале игровой партии, когда участники обеих команд выбирают себе персонажей. Чтобы не наделать ошибок и не испортить союзникам игру еще до старта сражения, нужно разобраться в следующих терминах:
- Изи, Мид, Харда – обозначения трех линий столкновения, на которых игрокам придется находиться большую часть времени. Изи – легкая линия, располагающаяся поблизости от союзного леса. Мид – центральная линия. Харда – сложная линия, где у врагов есть преимущество в позиции;
- Керри, Саппорт, Танк – роли в команде. Керри – это персонажи с высоким атакующим потенциалом, который часто раскрывается лишь на поздних стадиях игры. Саппорты – герои поддержки, помогающие союзникам и мешающие врагам. Танки – герои с высокой выживаемостью. Их задача – впитывать урон, защищая тем самым более слабых членов команды;
- Первая, вторая, третья, четвертая, пятая позиции – отражают местоположение и роль героя. Первая позиция – это керри на изи линии, вторая – мидер, третья – хардовик, четвертая и пятая – саппорты. Отыгрыш на 4 и 5 позициях отличается. “Четверка” обычно может позволить себе получить полезные артефакты, тогда как “пятерка” часто вынуждена тратить почти все деньги на поддержку команды;
- Роам – если ваш союзник заявляет, что он – роамер, это говорит о том, что он не планирует оставаться в качестве поддержки на одной линии, а хочет перемещаться между линиями и неожиданно нападать на врагов;
- Лесник – персонажи-лесники имеют возможность уже на первых уровнях получать золото и опыт за зачистку лагерей в лесу, что позволяет им избежать столкновений с врагами и дать союзникам больше свободы на линиях.

Игровая карта и точки интереса на ней
Первый взгляд на карту Доты может сбить новичка с толку – ведь это не шахматы с их квадратным полем на 64 клетки, а куда более сложный в освоении ландшафт. И вам обязательно нужно узнать термины Дота 2, обозначающие те или иные места, чтобы давать информацию союзникам и понимать, что именно они от вас хотят. На карте вы найдете:
- Фонтан – место, где вы появляетесь в начале игры и после каждой смерти. Оно позволяет быстро регенерировать здоровье, перезаряжать некоторые предметы и покупать снаряжение/расходники для персонажа;
- Трон – основное сооружение вашей команды и команды противника. Суть игры “Дота 2” заключается в уничтожении этого здания раньше соперников;
- Т1, Т2, Т3, Т4 – обозначения вышек на линиях. Чем больше цифра, тем ближе к вашему трону стоит линия укреплений;
- Сикрет – от английского Secret Shop. Потайная лавка в лесу, где продаются предметы, которые нельзя купить в обычном магазине на базе;
- Рошпит – место, где обитает Рошан. Это чудовище – мини-босс карты, за убийство которого команда получает золото, опыт и полезные предметы, способные помочь победить команду противника;
- Терзатели – тоже мини-боссы, из которых вываливаются усиления для союзников. В отличие от Рошана, они не могут передвигаться;
- Пруд – место появления лотосов (эти расходники, если их подобрать, могут помочь восстановить здоровье на линии);
- ХГ (High Ground) – возвышенности на карте, дающие находящимся на них игрокам тактическое преимущество. Если вы находитесь наверху, а ваш враг снизу, то больше вероятность, что он промахнется по вам дальнобойными атаками. Также у человека на ХГ есть преимущество по обзору.

Обозначения базовых действий на карте
Итак, вы выбрали персонажа, отправились на предназначенную для него линию (разумеется, согласовав все с союзниками). Теперь пришла пора активных действий, также имеющих свои названия в словаре Доты:
- Фарм – процесс добычи золота и опыта путем убийства вражеских юнитов (в Доте их называют “крипами”). С помощью фарма персонаж усиливает себя;
- Ластхит – последний удар по вражескому или нейтральному крипу, позволяющий добыть с него золото. Важно не просто бить крипов на линии, но и добивать их;
- Денай – убийство союзного крипа или даже союзного героя с малым количеством здоровья, чтобы помешать врагу получить с него золото и опыт;
- Отвод – процесс, при котором игрок провоцирует нейтральных крипов в лесу и заманивает их на линию, чтобы они вступили в бой с союзными или вражескими юнитами. Эта тактика может дать тактическое преимущество;
- Стаки – игроки могут “стакать” нейтральных крипов в лесу, отводя их с привычного места обитания на определенной секунде. Если все сделать правильно, в одном лагере можно будет собрать вместе несколько групп “нейтралов” и затем, набравшись сил, быстро их всех убить;
- Ганк – неожиданное нападение. Когда персонаж с другого участка карты смещается на линию и вместе с союзником убивает противника, пользуясь численным преимуществом;
- ФБ – от английского “first blood”, первое убийство на карте. Команда и игрок, которые его осуществляют, получает денежный бонус и бонус опыта.

Сленг Дота 2 для коммуникации с союзниками
Одна из важнейших составляющих успеха в Dota – взаимодействие с командой. За многие годы существования игры сообщество изобрело максимально краткую терминологию, позволяющую очень быстро оповестить союзников об изменении ситуации на карте. Вот лишь несколько примеров:
- Мисс/СС/SS – игрок сообщает, что противник куда-то ушел с его линии, и союзникам нужно быть осторожнее;
- КД – перезарядка способностей, артефактов и умений. Если ваши предметы или навыки сейчас на КД, лучше уведомить об этом окружающих. Иначе может случиться так, что кто-то из них полезет в драку, которую не выиграть;
- Сайленс/Сало – тип способностей героев, накладывающих эффект безмолвия (персонаж временно не может использовать способности);
- Блинк – способность персонажей к быстрой телепортации на короткое расстояние с помощью встроенных навыков или артефакта Blink Dagger. Если вас просят “блинкануться”, речь идет о нападении с прыжка;
- МП, ХП – расшифровывается как “mana points” и “hit points”. Это количество маны и здоровья того или иного персонажа;
- Инвиз, Хаста, Реген, ДД, Волшебство – обозначения рун на карте, дающих временные усиления персонажу. Инвиз дает невидимость, хаста – сильное ускорение, реген восстанавливает здоровье, ДД существенно усиливает физический урон, волшебство способствует ускоренной перезарядке способностей и снижает расход маны на них;
- Варды – важные предметы поддержки, которые устанавливаются на карте обеими командами. Существуют “обсервер” и “сентри” варды. Первые дают обзор в определенном радиусе вокруг себя, вторые – позволяют обнаруживать невидимых юнитов и варды команды соперника;
- Пуш – натиск, скоординированная атака по вражеским постройкам и продвижение по линии в сторону базы врага;
- Деф – призыв к обороне. Например, “Деф бот” – это просьба к союзникам помочь с обороной нижней линии;
- ТП – телепорт. Призыв дать ТП обычно является сигналом о помощи, чтобы вы переместились и помогли союзнику с той или иной задачей, будь то нападение, защита, зачистка стаков или убийство Рошана.

Игровая этика в Доте 2
Многие из терминов в Доте к геймплею никакого отношения не имеют, но часто проскакивают в чате. Например, GL HF – это сокращение от “Good luck – have fun”. Общепринятое пожелание удачи и хорошей игры. GJ/ГЖ – “good job” (хорошая работа). NT – “nice try” (неплохая попытка). GG – good game (хорошая игра). Все эти слова позволяют подбодрить союзников и даже сделать комплимент соперникам.

А вот жаргонизмы типа фидер, дно, рак, нуб, якорь, подразумевающие обвинение человека в плохой игре, употреблять не рекомендуется. По крайней мере, в отношении союзников. Это вносит в команду разлад и приводит к проигрышу.